Обычно это происходит, когда они уже имели опыт сотрудничества с фрилансерами той или иной специализации.
Заказчики, которые сталкиваются с этим впервые, могут несколько раз переспросить, что это такое.
Вначале хочу заметить, что работать без брифа — непрофессионально. Каким бы четким заказчик ни был при самостоятельной постановке задачи, копирайтер тут все обязан брать в свои руки.
Потому что работу поручили именно ему.
Тем не менее, есть не сильно хорошая тенденция в составлении брифа. По большому счету, уже по одному брифу можно понять, насколько автор ориентируется в своей работе.
В этой статье я подготовил для вас список наиболее распространенных ошибок (только мое мнение) при составлении брифа для заказчика.
ОШИБКА № 1 — чужой бриф
Это — интеллектуальное и творческое преступление для автора.
Гораздо легче найти (или запросить под видом клиента) бриф другого автора, чтобы потом взять его за основу при разработке своего.
В итоге интеллектуальные совпадения очень близки. Вывод: вы ничего не сделали самостоятельно для разработки своего брифа.
Свое лицо закрыто чужим. И, почему-то, для кого-то это считается нормальным. Стандартная отмазка: «Так все делают».
Пусть делают. Если будете, как все, никогда успеха не добьетесь.
ОШИБКА № 2 — универсальный бриф
Универсальный бриф — это распространенный миф. Вот такая вот полезная для мозга рифма.
Даже сами заказчики при первом обращении за любым текстом запрашивают бриф.
А как вообще может существовать универсальный бриф, если все компании, продукты, товары и подходы в работе с клиентами разные?
Да, какие-то вопросы будут пересекаться, но таких вопросов обычно не больше половины, это если к своей работе относиться ответственно и по-настоящему разбираться в сути задания, которое тебе поручают.
Для каждого нового клиента должен разрабатываться отдельный бриф. Более того, не может быть одинакового брифа для пресс-релиза, коммерческого предложения и текста о компании (для сайта).
ОШИБКА № 3 — отсутствие рабочих заготовок
Каждый раз набирать новый бриф «с нуля» — это ошибка.
У вас по определению должна быть рабочая заготовка по жанрам. Для коммерческих предложений — одна, для посадочных страниц — другая, для страницы, продающей услугу — третья.
В любом случае, как мы выяснили, примерно 50% вопросов пересекаются для каждого клиента. Но зачем тратить свое время, если можно заранее «подсуетиться» и разработать для себя универсальные заготовки для каждого вида текста, а потом просто их видоизменять и адаптировать под каждого клиента. Именно заготовки, а не полноценные брифы.
ОШИБКА № 4 — общие вопросы
Основа любого брифа — это вопросы.
Конкретный ответ можно получить только на конкретный вопрос. Без конкретного ответа за текст браться нет смысла.
Запомните, ваша цель — не просто отправить бриф, а добиться от заказчика четких ответов на свои вопросы.
Поэтому, со своей стороны не задавайте общих вопросов, на которые сложно дать конкретный ответ.
Также используйте дополнительные (наводящие) вопросы, примеры и уточнения, чтобы заказчик точно понял, что именно вы у него запрашиваете.
ОШИБКА № 5 — сильно много вопросов
Представляете себе заказчика, который получает от копирайтера бриф, открывает его, а там вопросов на 10 страниц….
А написать нужно просто текст о компании для корпоративного сайта. Он как посмотрит, сколько ему нужно заполнять, махнет рукой и откажется с вами работать.
Да, быть дотошным в нашей работе — это плюс. Но фанатизм всегда настораживает и отталкивает, чем бы вы ни занимались.
Всегда спрашивайте только то, что нужно вам знать именно для текущего проекта. У меня часто было когда я из рабочей заготовки убирал несколько вопросов, потому что не видел в них необходимости для того или иного клиента.
А принцип «пусть будет, не помешает» — это не мой выбор. Вам не нужна лишняя информация о клиенте. Он и так рискует, сообщая вам многие сведения, не подлежащие разглашению.
Не злоупотребляйте этим доверием.
ОШИБКА № 6 — отсутствие персонализации в вопросах
Клиенту неинтересно, как вы работаете с брифом. Ему нужно получить от вас эффективный текст. Он готов своими ответами на ваши вопросы помочь в достижении общего результата.
Но ему приятно будет увидеть, что вопросы составлялись именно для его компании. Поэтому, я всегда перед составлением брифа для каждого нового клиента практикую небольшую Skype-беседу, чтобы для себя вкратце выяснить суть проекта.
Это помогает мне при формулировании вопросов показывать, что они были составлены только для конкретного клиента. Профессиональный допустимый сленг, название компании, наводящие вопросы и т.д.
На такие вопросы клиенты отвечают охотней, что только вам на руку.
ОШИБКА № 7 — слабое оформление
Все должно быть аккуратно и красиво. Приятным для глаз, без ошибок и опечаток.
В ваших силах из простого текстового документа создать целый фирменный бланк с личными отличительными знаками.
Это говорит о вашем отношении к своей работе. Аккуратны в брифе — аккуратны в тексте.
Кстати, в брифах помогают таблицы, особенно если вам нужна определенная сравнительная информация.
Если просите какой-то список — заранее это предусмотрите в брифе пунктами-маркерами, которые нужно заполнить.
Желаю, чтобы вы еще раз пересмотрели свои брифы, задумались и «причесали» их до блеска.
Хорошего вам дня. И щедрых заказчиков.
Источник: http://www.blog-kaplunoff.ru/portret-zakazchika/811-brief-mistakes.html